BETA

Новости

Письмо Росприроднадзора от 24.12.2014 N АА-03-04-32/21113

Дата публикации: 2015-01-20 18:53:56

<Письмо> Росприроднадзора от 24.12.2014 N АА-03-04-32/21113
«О применении Критериев отнесения отходов
к классу опасности для окружающей среды» 

Росприроднадзор разъяснил для хозяйствующих субъектов критерии отнесения отходов к классу опасности для окружающей среды


  

Приказом Росприроднадзора от 18.07.2014 N 445 утвержден Федеральный классификационный каталог отходов (ФККО).

 

В случае соответствия классификационных признаков образуемого отхода с классификационными признаками аналогичного отхода, включенного в ФККО, класс опасности может быть установлен на основе сведений, содержащихся в ФККО и банке данных об отходах (БДО), формируемом Росприроднадзором.

 

В этом случае дополнительного подтверждения класса опасности расчетным и экспериментальным методом не требуется.

 

На отходы I  IV классов опасности требуется обязательное составление паспорта отходов.

 

Его форма утверждена постановлением Правительства РФ от 16.08.2013 N 712 «О порядке проведения паспортизации отходов I IV классов опасности».

Подробнее

Проект Федерального закона N 584399-5 "О внесении изменений в Федеральный закон"

Дата публикации: 2014-12-23 01:05:26

Проект Федерального закона N 584399-5

"О внесении изменений в Федеральный закон

"Об отходах производства и потребления" и отдельные законодательные акты РФ" (текст ко второму чтению) 

Законопроект об экономическом стимулировании деятельности в области обращения с отходами подготовлен к рассмотрению во втором чтении

Законопроектом в числе прочего предлагается:

предоставить субъектам РФ право утверждать порядок приема производителем или продавцом тары, пригодной для многоразового использования, и оплаты ее залоговой стоимости;

законодательно закрепить освобождение хозяйствующих субъектов от платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении ими отходов в объектах размещения отходов, обеспечивающих исключение воздействия на окружающую среду;

установить экологический сбор, уплачиваемый производителями, импортерами товаров, подлежащих утилизации после утраты потребительских свойств;

устранить несоответствие правовых норм Федерального закона "Об отходах производства и потребления" в отношении полномочий органов исполнительной власти субъектов РФ по установлению нормативов образования отходов и лимитов на их размещение для хозяйствующих субъектов.

Подробнее

<Письмо> Минприроды России от 04.12.2014 N 03-13-44/27840

Дата публикации: 2014-12-18 13:00:48

<Письмо> Минприроды России от 04.12.2014 N 03-13-44/27840
"Об отчетности по озоноразрушающим веществам"

 


 

Отчетность в сфере обращения озоноразрушающих веществ представляется хозяйствующими субъектами в Минприроды России ежегодно начиная с 2015 года

Со ссылкой на Постановление Правительства РФ от 24.03.2014 N 228 Минприроды России напоминает об обязанностях юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих производство, использование, хранение, рекуперацию, восстановление, рециркуляцию (рециркулирование) и уничтожение озоноразрушающих веществ на территории РФ.

Также отмечается, что в соответствии с Положением о государственном надзоре в области охраны атмосферного воздуха (Постановление Правительства РФ от 05.06.2013 N 476) предметом проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан является соблюдение ими при осуществлении своей деятельности обязательных требований в отношении выполнения программ и мероприятий по охране атмосферного воздуха и озонового слоя атмосферы, а также обеспечения достоверности и своевременности представления отчетности о произведенных, использованных, находящихся на хранении, рекуперированных, восстановленных, рециркулированных и уничтоженных веществ, разрушающих озоновый слой, на территории Российской Федерации.

В приложении приводится примерный перечень оборудования и изделий, в которых используются или могут использоваться озоноразрушающие вещества, а также примерный перечень технологических процессов, в которых они используются или могут использоваться.

Подробнее

Переговоры по климату в Перу

Дата публикации: 2014-12-16 18:27:42

Переговоры по климату в Перу: Беларусь – «Ископаемое дня»

В Лиме завершился очередной раунд климатических переговоров ООН: делегаты приблизились на шаг к Парижскому соглашению, но все еще далеки от успеха в противодействии изменению климата и полному переходу к «зеленой» энергетике. Беларусь везет домой анти-награду «Ископаемое дня».

 

 


 

Конференция Сторон РКИК ООН в Лиме стала последней встречей высокого уровня перед решающей КС21 в Париже в 2015 году, где должно быть утверждено новое международное климатическое соглашение. Одной из основных задач для переговорщиков в Лиме стало определение формата «национально определяемых вкладов» - обязательств и планов по предотвращению изменений климата и адаптации к ним, которые все страны (как развитые, так и развивающиеся) должны представить не позднее лета следующего года. Именно эти вклады многие называют «душой нового соглашения», и КС20 удалось продвинуться в этом направлении, хотя текст утратил многие пункты, важные по мнению общественных наблюдателей.

 

 

Так, в национальных вкладах должна быть информация о планируемых сокращениях выбросов парниковых газов и способах, как страна собирается добиваться этих сокращениях, а также о том, почему страна оценивает эти обязательства как достаточные и соответствующие национальным обстоятельствам. Планы по адаптации к изменению климата тоже будут освещены во «вкладах», хотя и не будут в центре внимания. Наблюдатели негативно оценивают тот факт, что из правил по предоставлению «национальных вкладов» удален пункт об официальном процессе их оценки и пересмотра в течение 2015 года – этот процесс будет исключительно неформальным. «Вклады» будут опубликованы: любая страна, международное учреждение или общественная организация смогут провести свою оценку, но реагировать на критику никто не обязан.

 

Для Беларуси процессы по новому соглашению были не в центре внимания: наша страна вместе с Украиной и Россией получила анти-награду «Ископаемое дня», которая присуждается общественными наблюдателями странам, внесшим наибольший негативный вклад в ход переговорного процесса. Поводом стало затягивание процесса по утверждению ряда технических правил второго периода обязательств Киотского протокола, из-за неясностей в которых процесс ратификации Дохийской поправки, регулирующей Киото-2, идет крайне медленно. Основными игроками стали Россия (которая в принципе не участвует в Киото-2, однако активно вовлечена в обсуждение правил) и Украина, делегация которой действовала в разрез с позицией собственного государства. Беларусь присоединилась к переговорному процессу только на второй неделе КС20 и была замечена только в обсуждениях, касающихся Киото-2, но не нового соглашения.

 

«Делегация Беларуси пропустила первую неделю переговоров, по сути, из-за неудовлетворительного менеджмента в Минприроды: сейчас идет процесс ликвидации управления гидрометеорологической деятельности, и за направление «изменение климата» фактически никто не отвечает, - комментирует координатор климатической программы «Зеленой сети» Анастасия Бекиш. – В результате мы оказались за бортом переговоров по новому соглашению, зато в очередной раз под маркой «отстаивания интересов страны» подыграли личным интересам делегатов из России».

 

Второй период обязательств Киотского протокола должен действовать до 2020 года, после чего ему на замену придет Парижское соглашение. Такие страны, как Россия, Япония и Канада, отказались брать на себя обязательства в рамках Киото-2, в результате чего второй период превратился в систему взаимоотношений между Европейским союзом, развивающимися странами и рядом стран с переходной экономикой (Беларусь и Украина). Однако условия Киото-2 таковы, что такой механизм протокола, как торговля квотами, для стран с переходной экономикой работать уже не будет – все потенциальные покупатели официально заявили о нежелании покупать квоты. В случае с Беларусью по ряду причин это справедливо и для еще одного механизма – проектов совместного осуществления.

 

«Представители Беларуси в своих выступлениях на международной арене и дома постоянно говорят об «интересах стран с переходной экономикой» и финансовых выгодах, которые им якобы должны сопутствовать, - продолжает Анастасия Бекиш. – Удивительно, что все это делается в контексте обсуждения Киото-2: никаких выгод тут нет и быть не может. Если мы действительно хотим, чтобы национальные обстоятельства таких стран, как Беларусь, были учтены в рамках международных климатических договоренностей, стоит работать вместе со всеми над новым соглашением. А еще, безусловно, стоит подумать о том, что процесс РКИК ООН – это о том, как сохранить климат, а не о том, как и где получить «выгоду».

 

Переговоры в Лиме происходили на фоне очередного супер-тайфуна, который пришел на Филиппины. В целях обеспечения безопасности власти страны провели эвакуацию более 1 миллиона человек. Напомним, что КС19 и КС18 также совпали по времени с разрушительными тайфунами на Филиппинах, увеличение мощи и частоты которых стали результатов изменения климата. Некоторые делегаты предлагали перенести переговорный процесс на Филиппины – вплоть до заключения действительно амбициозного климатического соглашения: возможно, в таких условиях представители всех стран наконец осознают, что проблема изменения климата требует решений, а не 20 лет переговоров и попыток извлечь выгоду из процесса.

Контактное лицо:

Вероника Реут +375 29 266 52 86. (Минск, Беларусь)

 

Анастасия Бекиш, +375 29 523 26 22, nasta.haliak@gmail.com (Лима, Перу)

Подробнее

ОТХОДЫ В ДОХОДЫ ИЛИ В ПОЛЯ? (часть четвёртая)

Дата публикации: 2014-12-10 21:26:42

ОТХОДЫ В ДОХОДЫ ИЛИ В ПОЛЯ?

«Follow the Money»

Если учесть этот мудрый совет и последовать за деньгами, то сразу возникает вопрос: «Кому выгодна «мусорная» законодательная неразбериха?» Наверно, в первую очередь тем же производителям, импортерам и продавцам упакованных товаров, среди которых  много зарубежных фирм. Насколько это мощное лобби можно судить по количеству объединений, как говорится, «по интересам». На российском рынке работают члены  Национальной конфедерации упаковщиков, Союза производителей безалкогольных напитков и минеральных вод, Содружества бумажных оптовиков, Союза производителей бутилированных вод, Европейской ассоциации  производителей портативных батареек  и прочая, и прочая. «Лоббизм есть всегда, мы не стерильны», - заметил как-то премьер-министр Дмитрий Медведев, а потом посетовал: «Есть такие законы, которые у нас в Думе по 10-12 лет болтаются и ничего…» 

Но только не в этом случае: по указанию президента  до конца осенней сессии парламентарии были обязаны принять  №584399-5 ФЗ, хотя он существовал уже в нескольких вариантах. Например, этот (Полный текст), в доработке которого участвовали  новые игроки «мусорного» рынка – Госкорпорация «Ростех», а также  Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ. Авторы поправок, среди которых  - замминистра строительства и ЖКХ Андрей Чибис – предлагают исключить из законопроекта положение о саморегулировании отрасли, снова ввести лицензирование, а также наделить эксклюзивными полномочиями на 10 лет некоего монополиста в статусе  «регионального оператора по обращению с отходами». Тогда как всем остальным запрещается работать в зоне его деятельности без заключения соответствующего договора. Зная уровень нашей коррупции на местах, нетрудно представить, сколько родственников высших чиновников захотят получить «на кормление»  такое сладкое место! 

На роль федерального «мусорного» оператора претендует Государственная корпорация по содействию разработке, производству и экспорту высокотехнологичной промышленной продукции «Ростех». Ее гендиректор Сергей Чемезов еще в ноябре направил соответствующее «прошение» президенту, где  сообщил, что у корпорации появилась профильная «дочка» (наверно, после вышеописанного совещания у Дворковича)  «Национальный экологический оператор», которая готова развивать соответствующие производства и создавать новые рабочие места. На всё это нужно немного: господдержка в размере тридцати миллиардов рублей. Письмо, как и очередной проект №584399-5 ФЗ, рассматривалось в различных ведомствах, хотя  Федеральная антимонопольная служба, похоже, ими не заинтересовалась. Также из этого варианта законопроекта практически исключена обязанность производителей и импортеров товаров в упаковке по их утилизации после утраты потребительских свойств, что в корне противоречит как  принятому в I чтении закону, так и многочисленным поручениям президента.  Вместо этого вводится так называемый «экологический  взнос» (Статья 24 п.4), который будет включен в стоимость всех, а не только упакованных товаров. Примерную сумму поступлений от него в 2015 году чиновники уже оценили в 30 млрд. руб. Напомню, что ровно столько и запросил на свои нужды «Ростех». 

 Получается, что поправки к действующему законодательству,  первоначально призванные стимулировать коммерческую деятельность в области обращения с отходами, теперь просто приведут к росту налогов. И платить мы будем платить трижды! Во-первых, мы давно уже финансируем в ЕС утилизацию  всех товаров в упаковке, поступивших на российский рынок и отмеченных знаком «Зеленая точка». Во-вторых, при введении экологического взноса, ставка которого формируется  «на основе осреднённых суммарных затрат на сбор, транспортирование и обработку изделий, утративших свои потребительские свойства», мы просто обогатим бюджет (или «Ростех»?).  И наконец, если министр строительства и ЖКХ Михаил Мень убедит законодателей в том, что граждане оплачивают только вывоз мусора, а не весь цикл обращения с ним,  то квартплата  вырастет в среднем на 12%. 

 В поисках национальной идеи

 

«Пусть каждый подметёт у собственного порога, и весь мир станет чистым» - эти слова Гёте вполне могли бы стать руководством к действию российским чиновникам всех уровней. Но, конечно, поэт им не указ, тогда Путин на встрече с министрами: «Нельзя делать вид, что мы что-то делаем, а на самом деле только планы пишем».  Удивительно, но отрасль переработки отходов всё-таки существует, хотя для успешной работы ей не хватает нормальной законодательной базы и сырья.  Все соцопросы говорят о том, что около 80% россиян готовы сортировать свой бытовой мусор, если будут  созданы соответствующие условия по его раздельному сбору. И ещё, они хотят сдавать в приемные пункты стеклянные и пластиковые бутылки, жестяные банки и макулатуру, если этот процесс будет организован цивилизованно. Но в предложенном законопроекте за регионалами – лишь общее руководство на уровне написания стратегии обращения с отходами, а к полномочиям муниципальных властей «относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному) ТБО». То есть никакой конкретики, а ведь  чиновники у нас ревностно исполняют только точные приказы. Например, Майские указы Владимира Владимировича и его же прошлогоднее  Послание Федеральному Собранию, а там не то, что про бытовые отходы, даже про экологию упоминания нет. Также как нет его и в нынешнем  Послании Президента РФ… 

P.S.  После написанного стоит рассказать о завершении трехлетних мытарств  №584399-5 ФЗ.  На совещании  у вице-премьера Александра Хлопонина,  теперь курирующего  в правительстве этот вопрос, была определена очередная дата представления законопроекта в Государственную Думу – 15 декабря. Парламентарии ознакомились с ним 19, а затем перенесли его на последний день работы Думы 23 декабря.  На утреннем пленарном заседании Проект Федерального закона N 584399-5 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления" и отдельные законодательные акты РФ" (текст ко второму чтению) появился в очередном обновленном виде. Депутаты рассмотрели его, приняв  158 поправок и отклонив 62, после чего из названия законопроекта исчезло  даже упоминание об  экономическом стимулировании деятельности в области обращения  с отходами. А потом наступил «Час голосования» - это когда за 60 минут принимают до десятка законов.  Приняли  думцы и этот сразу в двух чтениях, а потом отправились на   каникулы. Он (Текст законопроекта к третьему чтению) в тот же день поступил в Совет Федерации, где был одобрен уже 25 декабря, хотя  сенаторы официально уже были в отпуске.  В канун Нового  года его  подписал президент. С 1 января 2015 года  Федеральный закон от 29.12.2014 N 458-ФЗ "О внесении изменений в ФЗ "Об отходах производства и потребления" вступил в действие.

 Что же в итоге многолетнего законотворчества? Изменена терминология: утилизация – это, наконец-то, использование, а не захоронение,  ТБО теперь называется ТКО, то есть «твердые коммунальные отходы». Запрещено захоронение, но не сжигание, их полезных компонентов, а также применение  ТКО для рекультивации земель и карьеров. Вводится экологический взнос и лицензирование деятельности с отходами I-IV класса опасности, но остается совершенно нерегулируемым весь цикл обращения с отходами V класса, к которым относится бытовой мусор. Коррупционные щели, точнее, дыры этого документа, ставшего очередной «заплаткой» к «лоскутному одеялу» старого закона, видны невооруженным взглядом. Так, лицензирование должны проводить чиновники, в то же время «серые» перевозчики смогут спокойно работать с  практически неопасными отходами, а об институте «регионального оператора» все было сказано выше. За бортом остался бизнес, объединившийся в СРО,  и «Ростех», претендовавший на роль «федерального оператора по обращению с отходами». Говорят, что интересы последнего активно лоббировали некоторые члены СФ, но встретили сопротивление в администрации президента. 

Татьяна Воронцова

Расследование осуществлено при финансовой поддержке датской и шведской ассоциации журналистов 

 

Подробнее