BETA

Новости

Выездная школа ЭкоОбразования Молодёжного правительства снова в крае

Дата публикации: 2015-02-12 20:17:51


30 и 31 января 2015 года в Дальнереченском городском округе и Чугуевском муниципальном районе прошли ЭкоУроки первой в 2015 году Выездной Школы Молодёжного правительства ПК (МП ПК).
Ранним утром 30го января, актив Молодёжного Правительства Приморского края (МолПрав) отправился в Дальнереченский городской округ, для проведения первой в 2015 году Выездной Школы.
Реализация данного проекта совпала с участием Молодёжного Правительства в работе Открытого заседания Молодежного Координационного Совета Северных Территорий Приморского края в г. Дальнереченске, цель которого объединить все близлежащие муниципальные районы в одну структуру и наметить общий вектор развития.
Слёт молодёжи в г. Дальнереченске собрал более 50-ти человек, где каждый муниципалитет (Красноармейский, Пожарский, Дальнереченский итп) был представлен делегацией из 5-ти самых активных ребят, которые в дальнейшем будут транслировать решения и инициативы Координационного Совета у себя на местах.

Подробнее

Победители конкурса «Создай свою планету».

Дата публикации: 2015-01-21 19:36:06

Дорогие друзья!
С радостью сообщаем Вам имена победителей конкурса «Создай свою планету».


Ими стали, воспитанники Ивановского детского дома: Родионова Таня (10 лет) и Сорокин Егор (9 лет).
Летом, заслуженные призы были отправлены ребятам по адресу: ОГКОУ Ивановский детский дом «звездный»
г. Иваново, ул. Кузнецова, дом 50, 153003.


 

Недавно мы получили письмо из Ивановского детского дома:

«Еще раз спасибо за подарки. Набор поделок для девочек, уже использовали,
воспитанницы сделали себе замечательные украшения.
А настольные игры находятся у меня (психолог) в кабинете,
где мы играем с ребятами как с большими, так и с маленькими».

 

победители конкурса

Победители: Родионова Таня, 10 лет и Сорокин Егор (9 лет)
Егор Сорокин, сейчас в семье, поэтому на фото Фомина Настя (11 лет).
 
Подробнее

ОТХОДЫ В ДОХОДЫ ИЛИ В ПОЛЯ? (часть четвёртая)

Дата публикации: 2014-12-10 21:26:42

ОТХОДЫ В ДОХОДЫ ИЛИ В ПОЛЯ?

«Follow the Money»

Если учесть этот мудрый совет и последовать за деньгами, то сразу возникает вопрос: «Кому выгодна «мусорная» законодательная неразбериха?» Наверно, в первую очередь тем же производителям, импортерам и продавцам упакованных товаров, среди которых  много зарубежных фирм. Насколько это мощное лобби можно судить по количеству объединений, как говорится, «по интересам». На российском рынке работают члены  Национальной конфедерации упаковщиков, Союза производителей безалкогольных напитков и минеральных вод, Содружества бумажных оптовиков, Союза производителей бутилированных вод, Европейской ассоциации  производителей портативных батареек  и прочая, и прочая. «Лоббизм есть всегда, мы не стерильны», - заметил как-то премьер-министр Дмитрий Медведев, а потом посетовал: «Есть такие законы, которые у нас в Думе по 10-12 лет болтаются и ничего…» 

Но только не в этом случае: по указанию президента  до конца осенней сессии парламентарии были обязаны принять  №584399-5 ФЗ, хотя он существовал уже в нескольких вариантах. Например, этот (Полный текст), в доработке которого участвовали  новые игроки «мусорного» рынка – Госкорпорация «Ростех», а также  Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ. Авторы поправок, среди которых  - замминистра строительства и ЖКХ Андрей Чибис – предлагают исключить из законопроекта положение о саморегулировании отрасли, снова ввести лицензирование, а также наделить эксклюзивными полномочиями на 10 лет некоего монополиста в статусе  «регионального оператора по обращению с отходами». Тогда как всем остальным запрещается работать в зоне его деятельности без заключения соответствующего договора. Зная уровень нашей коррупции на местах, нетрудно представить, сколько родственников высших чиновников захотят получить «на кормление»  такое сладкое место! 

На роль федерального «мусорного» оператора претендует Государственная корпорация по содействию разработке, производству и экспорту высокотехнологичной промышленной продукции «Ростех». Ее гендиректор Сергей Чемезов еще в ноябре направил соответствующее «прошение» президенту, где  сообщил, что у корпорации появилась профильная «дочка» (наверно, после вышеописанного совещания у Дворковича)  «Национальный экологический оператор», которая готова развивать соответствующие производства и создавать новые рабочие места. На всё это нужно немного: господдержка в размере тридцати миллиардов рублей. Письмо, как и очередной проект №584399-5 ФЗ, рассматривалось в различных ведомствах, хотя  Федеральная антимонопольная служба, похоже, ими не заинтересовалась. Также из этого варианта законопроекта практически исключена обязанность производителей и импортеров товаров в упаковке по их утилизации после утраты потребительских свойств, что в корне противоречит как  принятому в I чтении закону, так и многочисленным поручениям президента.  Вместо этого вводится так называемый «экологический  взнос» (Статья 24 п.4), который будет включен в стоимость всех, а не только упакованных товаров. Примерную сумму поступлений от него в 2015 году чиновники уже оценили в 30 млрд. руб. Напомню, что ровно столько и запросил на свои нужды «Ростех». 

 Получается, что поправки к действующему законодательству,  первоначально призванные стимулировать коммерческую деятельность в области обращения с отходами, теперь просто приведут к росту налогов. И платить мы будем платить трижды! Во-первых, мы давно уже финансируем в ЕС утилизацию  всех товаров в упаковке, поступивших на российский рынок и отмеченных знаком «Зеленая точка». Во-вторых, при введении экологического взноса, ставка которого формируется  «на основе осреднённых суммарных затрат на сбор, транспортирование и обработку изделий, утративших свои потребительские свойства», мы просто обогатим бюджет (или «Ростех»?).  И наконец, если министр строительства и ЖКХ Михаил Мень убедит законодателей в том, что граждане оплачивают только вывоз мусора, а не весь цикл обращения с ним,  то квартплата  вырастет в среднем на 12%. 

 В поисках национальной идеи

 

«Пусть каждый подметёт у собственного порога, и весь мир станет чистым» - эти слова Гёте вполне могли бы стать руководством к действию российским чиновникам всех уровней. Но, конечно, поэт им не указ, тогда Путин на встрече с министрами: «Нельзя делать вид, что мы что-то делаем, а на самом деле только планы пишем».  Удивительно, но отрасль переработки отходов всё-таки существует, хотя для успешной работы ей не хватает нормальной законодательной базы и сырья.  Все соцопросы говорят о том, что около 80% россиян готовы сортировать свой бытовой мусор, если будут  созданы соответствующие условия по его раздельному сбору. И ещё, они хотят сдавать в приемные пункты стеклянные и пластиковые бутылки, жестяные банки и макулатуру, если этот процесс будет организован цивилизованно. Но в предложенном законопроекте за регионалами – лишь общее руководство на уровне написания стратегии обращения с отходами, а к полномочиям муниципальных властей «относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному) ТБО». То есть никакой конкретики, а ведь  чиновники у нас ревностно исполняют только точные приказы. Например, Майские указы Владимира Владимировича и его же прошлогоднее  Послание Федеральному Собранию, а там не то, что про бытовые отходы, даже про экологию упоминания нет. Также как нет его и в нынешнем  Послании Президента РФ… 

P.S.  После написанного стоит рассказать о завершении трехлетних мытарств  №584399-5 ФЗ.  На совещании  у вице-премьера Александра Хлопонина,  теперь курирующего  в правительстве этот вопрос, была определена очередная дата представления законопроекта в Государственную Думу – 15 декабря. Парламентарии ознакомились с ним 19, а затем перенесли его на последний день работы Думы 23 декабря.  На утреннем пленарном заседании Проект Федерального закона N 584399-5 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления" и отдельные законодательные акты РФ" (текст ко второму чтению) появился в очередном обновленном виде. Депутаты рассмотрели его, приняв  158 поправок и отклонив 62, после чего из названия законопроекта исчезло  даже упоминание об  экономическом стимулировании деятельности в области обращения  с отходами. А потом наступил «Час голосования» - это когда за 60 минут принимают до десятка законов.  Приняли  думцы и этот сразу в двух чтениях, а потом отправились на   каникулы. Он (Текст законопроекта к третьему чтению) в тот же день поступил в Совет Федерации, где был одобрен уже 25 декабря, хотя  сенаторы официально уже были в отпуске.  В канун Нового  года его  подписал президент. С 1 января 2015 года  Федеральный закон от 29.12.2014 N 458-ФЗ "О внесении изменений в ФЗ "Об отходах производства и потребления" вступил в действие.

 Что же в итоге многолетнего законотворчества? Изменена терминология: утилизация – это, наконец-то, использование, а не захоронение,  ТБО теперь называется ТКО, то есть «твердые коммунальные отходы». Запрещено захоронение, но не сжигание, их полезных компонентов, а также применение  ТКО для рекультивации земель и карьеров. Вводится экологический взнос и лицензирование деятельности с отходами I-IV класса опасности, но остается совершенно нерегулируемым весь цикл обращения с отходами V класса, к которым относится бытовой мусор. Коррупционные щели, точнее, дыры этого документа, ставшего очередной «заплаткой» к «лоскутному одеялу» старого закона, видны невооруженным взглядом. Так, лицензирование должны проводить чиновники, в то же время «серые» перевозчики смогут спокойно работать с  практически неопасными отходами, а об институте «регионального оператора» все было сказано выше. За бортом остался бизнес, объединившийся в СРО,  и «Ростех», претендовавший на роль «федерального оператора по обращению с отходами». Говорят, что интересы последнего активно лоббировали некоторые члены СФ, но встретили сопротивление в администрации президента. 

Татьяна Воронцова

Расследование осуществлено при финансовой поддержке датской и шведской ассоциации журналистов 

 

Подробнее

ОТХОДЫ В ДОХОДЫ ИЛИ В ПОЛЯ? (часть третья)

Дата публикации: 2014-12-10 11:15:54

ОТХОДЫ В ДОХОДЫ ИЛИ В ПОЛЯ?

И это все о нем

Итак, «в начале было слово», точнее, поручение президента Дмитрия Медведева правительству Владимира Путина подготовить законодательный акт, обязывающий производителей и импортеров товаров в упаковке отвечать за ее последующую утилизацию. Вероятно,  правительство придало начальное ускорение соответствующим структурам, которые написали текст закона. Уже 17 июня  2010 года состоялись парламентские слушания профильного комитета ГД на тему: «О законодательном регулировании вопросов обращения с упаковочными отходами». Его участники спорили о том, нужен ли отдельный закон об упаковке, которая составляет 40% всех ТБО, или достаточно поправки в  ФЗ «Об отходах производства и потребления». Остановились на поправке №584399-5 ФЗ, которую правительство и внесло на рассмотрение в Думу всего лишь через год. (Редакция, принятая ГД ФС РФ в I чтении 07.10.2011г.) Представлявший документ заместитель  министра природных ресурсов и экологии РФ Ринат Гизатулин заверил депутатов, что проект закона будет подготовлен ко IIчтению в кратчайшие сроки. Вступить в силу он должен был с 1 января 2012 года, а дальше – тишина...

Сменился состав Государственной Думы, поменялись местами премьер и президент, сотнями принимались разные запретительно-политические акты, а №584399-5 ФЗ, казалось, окончательно затерялся  в этой  «законодательной вермишели» (термин начала XX века). Но нет, работа над ним продолжалась, хотя у  творцов законопроекта были разногласия.  Их пытались устранить 28 ноября 2012 года на совещании у зампреда правительства Аркадия Дворковича, где  присутствовал и заместитель гендиректора ГК «Ростех» Владимир Артяков.  Результатом обсуждения стало решение о возможности «введения института саморегулируемых организаций (СРО) для всех видов деятельности по обращению с  отходами» и создание «механизма формирования специального резервного фонда». (Оригинал документа) Сроки доработки закона даны были  жёсткие - неделя, но прошел еще год. И 19 декабря 2013-го на сайте Минприроды, наконец, появился Проект поправок правительства РФ к законопроекту №584399-5, где право работать на российском «мусорном» рынке, чей объем  оценивается в 1,3 млрд.  евро, закреплялось за членами  саморегулируемых ор­ганизаций операторов по обращению с отходами, то есть за бизнесом. (Версия для печати).  О том, какие битвы шли вокруг этого текста, можно только догадываться, так как 26 марта 2014 года появился еще один вариант поправок к многострадальному закону (Открыть документ). Значительно измененный, он все же сохранил главное: ответственность производителя (импортера) товаров в упаковке за её последующую утилизацию. Это требование неоднократно повторялось в многочисленных обращениях президента к правительству. Например, в Поручении от 14.11.2012г. №Пр-3065 (Оригинал документа), а также на  встрече в Ново-Огарево 10 апреля 2013г., где участники совещания по вопросу «О стимулировании переработки отходов производства и потребления в РФ»  его тоже выслушали.  Во II чтении, также по указанию Владимира Путина, Дума должна была рассмотреть законопроект до 1 мая 2014 года. Не рассмотрели: по просьбе Минприроды  этот процесс перенесли на конец года.

 

Подробнее

ОТХОДЫ В ДОХОДЫ ИЛИ В ПОЛЯ? (часть вторая)

Дата публикации: 2014-12-10 08:56:01

ОТХОДЫ В ДОХОДЫ ИЛИ В ПОЛЯ?

Утилизация –  употребление с пользой

Так еще Советский энциклопедический словарь объяснял значение этого термина. Хотя в документах законодательной и исполнительной власти часто под ним подразумевается только захоронение ( 89-ФЗ от 24.06.1998 г.) Тогда как утилизация промышленных и твердых бытовых отходов (ТБО) необходима именно в «энциклопедическом» смысле. Если к ним отнестись по-хозяйски, как к вторичным материальным ресурсам, то можно и природные материалы сохранить, и решить проблему их негативного влияния на окружающую среду. (Масштаб образования промышленных отходов в РФ  примерно 3 млрд. тонн в год, причем, более 90% из них составляют «хвосты»  отходы добычи и обогащения полезных ископаемых, ТБО  3540 млн. тонн). Но активность государства проявляется только в законодательстве, регулирующем эту сферу деятельности, хотя изменение профильных законов часто лишь ухудшает экологическую ситуацию в стране.


 

Например, в ходе селекторного совещания, проводившегося Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации, глава ведомства Сергей Донской так высказал свое недовольство региональными властями: «Борьба с мусором не должна ограничиваться только строительством новых полигонов и мусоросжигательных заводов. Это тупик, а не выход Земли у нас, в России, конечно, много, но мы не планируем превращать ее в одну большую свалку». Чиновника поразило огромное количество (порядка 76 000) так называемых «несанкционированных свалок», 75% которых — на территориях Приволжского, Северо-Западного и Центрального Федеральных округов. Но он не задался вопросом, а почему они собственно «несанкционированные»? Вполне себе разрешенные свалки, причем, на законодательном уровне. Трудно понять логику депутатов Федерального собрания, отменивших сначала лицензирование всех видов деятельности в сфере обращения с отходами V класса опасности (N 309-ФЗ от 30.12.2008 г.), а затем и отходы IIV классов практически тоже оказались без надзора (N 93-ФЗ от 04.05.2011 г.). В результате этой законодательной инициативы, страна и получила тысячи никем не контролируемых стихийных свалок. По данным Минприроды, размер ущерба, нанесённый окружающей среде в связи с таким «размещением» отходов, только за прошлый год составил почти миллиард рублей
На фоне этого странно выглядит Постановление правительства РФ от 24.03.2014 г.  228, обязывающее с 1 января 2015 года организации, занимающиеся обезвреживанием и захоронением отходов IIV классов опасности, извлекать из них озоноразрушающие вещества (примерно 40 видов). Наверно, если до них эти отходы кто-нибудь довезёт, то они что-нибудь и извлекут, но типичный водитель «серого» мусоровоза, сворачивающего в лесок, наверно, и слов таких не слышал как «озоноразрушающие вещества». Что это, некомпетентность или желание показать, что у нас «мусорной» проблемы не существует, ведь документ принят «в целях реализации международных обязательств России по Венской конвенции об охране озонового слоя и Монреальскому протоколу»?
Далее, простой пример: каждый житель Петербурга в месяц платит 3,56 руб. с квадратного метра своей жилплощади «за вывоз и утилизацию (захоронение) ТБО», причем из них 2,53 руб./кв.м приходится на вывоз, а 1,03 руб./кв.м  на утилизацию. (Информационное письмо  01-14-1691/12-0-0 от 29.08.2012 г. Комитета по тарифам Санкт-Петербурга) Далее, собрав деньги с жильцов, управляющая компания будет оплачивать вывоз мусора уже из расчета 449,73 руб. за кубометр, и здесь она может заключить договор с кем угодно, лишь бы сэкономить. А так называемые «серые» перевозчики предлагают цены на 4050% меньше, чем легальные, имеющие договоры с мусороперерабатывающими заводами и полигонами, ведь их доходы налогами не облагаются, а отходы они довозят до ближайшей полянки. Сейчас высокопоставленные чиновники Министерства строительства и ЖКХ РФ пытаются убедить население, что тариф несовершенен: включает в себя только плату за вывоз, а не за переработку или захоронение ТБО. Лукавят, мало того, что за утилизацию упаковки от импортных товаров мы уже заплатили в той стране, откуда их привезли, но и за отечественные отходы с нас взыскивают по полной схеме. 

Waste is money


Мусор действительно приносит большие деньги, особенно тем, кому достаются различные сборы за его переработку. Так, принятием закона (N 128-ФЗ от 28.07.2012г.), изменяющего статью 24 п.1 ФЗ «Об отходах производства и потребления», был введен «утилизационный сбор», который должны уплачивать лица, осуществляющие «ввоз колесных транспортных средств из-за границы». Должны  значит, платят: по оценкам специалистов, «уполномоченный правительством федеральный орган исполнительной власти» всего за год собрал с этих «лиц» более 10 млрд. рублей. Вероятно, опыт взимания денег с населения оказался настолько успешным, что Дума приняла N 278-ФЗ от 21.10.2013 г. «О внесении изменений» в ту же статью, который вступил в силу с 1 января 2014 года. Согласно ему, этот сбор теперь берут и за авто, «произведенные в РФ», а также взыскивают «со всего транспорта, ввозимого в Россию с территорий государств  членов Таможенного союза». По мнению разработчиков законопроекта, это «привело к исполнению страной своих обязательств как члена ВТО по уравниванию в правах отечественных производителей и импортеров». Кроме того, «увеличение числа плательщиков значительно увеличило поступления в федеральный бюджет». В озвученных планах Минэкономразвития (вероятно, оно распоряжается этими финансами) за период 20142016 гг. с автомобилистов планируется взыскать уже 383 млрд. руб. Правда, недавно министерству пришлось слегка поделиться: сбор с грузовиков грузоподъемностью более 12т достался Госкорпорации «Ростех». Пока ни министерство, ни корпорация не отчитались, на что потрачены эти астрономические суммы, ведь бывшие в употреблении шины по-прежнему вывозятся на свалки. Для сравнения: в Евросоюзе с 2006 года законодательно запрещено сжигать или закапывать в землю использованные автопокрышки, их можно только утилизировать.
Хочется напомнить, что аналогичный налог был введен правительством Януковича на Украине осенью 2013-го. Наверно, потратить деньги на строительство заводов по переработке б/у шин не успели, ведь как«употреблялись с пользой», точнее, горели покрышки на Майдане, показывали все телеканалы. Сбор все же отменили через полгода по требованию активистов Автомайдана.

 

Продолжение следует.  Часть 3.

Подробнее