BETA

Новости

Дата добавления: 2014-05-11 16:39:45

Некоторые мысли о необходимом госрегулировании в сфере обращения с отходами производства и потребления в Российской Федерации

 

Татьяна Воронцова

 

Проблема

 

При создании «новой экономики» в 1990-е годы в России сменилось само отношение  к ресурсам. В Российской империи, а затем и в СССР к отходам относились как к вторичному сырью, была налажена четкая система его приемки и переработки. В структуре  различных министерств существовало четыре главка, отвечавших за приемку утильсырья (от лат. utilis - полезный). Главвторсырье (Министерство легкой промышленности) занималось сбором вторсырья у населения в городах и поселках; Центросоюз  - в сельской местности;   Главвторчермет (Министерство черной металлургии) забирал металлолом у промышленных предприятий, совхозов, МТС; Главвторцветмет (Министерство цветной металлургии) отвечал за сбор цветных и драгоценных металлов. Причем, строгий учет драгметаллов в электронике (микросхемы и прочие изделия)  велся с момента выпуска их заводом-изготовителем. В  производственном плане каждого предприятия была обязательная графа, в которой фиксировались сданные отходы металла, стекла, пластмассы; пионерские отряды, соревнуясь, собирали тонны металлолома,  макулатуры, ветоши. И все это использовалось для выпуска новой продукции, причем затраты на сбор и предварительную переработку вторичного сырья включались в ее себестоимость. Эпоха планово-командной экономики закончилась, а вместе с ней и всяческая экономия: в 1991 году была ликвидирована государственная система переработки вторичных ресурсов, действовавшая под эгидой Госснаба и включавшая в себя более 500 предприятий и около 6000 пунктов приема вторсырья от населения. В 1996 году для предприятий была отменена статистическая отчетность по формам 14-ВР (вторичные ресурсы), 14-лес (древесные отходы), 9-СН (лом черных металлов), 17-СН (лом цветных металлов), Министерство экономики (Минэкономразвития) России перестало рассматривать вторичные ресурсы в числе объектов, требующих специальных мер государственного регулирования. Поэтому, даже, несмотря на уменьшение уровня образования отходов из-за катастрофического спада производства 1990-х годов, уровень их переработки снизился в несколько раз. Окончательно производственная отрасль переработки вторсырья была разрушена уже на законодательном уровне: подписанный Б.Н. Ельциным  закон «Об отходах производства и потребления»  (№ 89-ФЗ от 24 июня 1998 года) называет вторичные ресурсы «отходами». Он определяет эти отходы как  «остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства».  Там же дана их классификация: в зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду они подразделяются на пять классов опасности. I класс – чрезвычайно опасные отходы, II класс - высокоопасные отходы,  III класс – умеренно опасные отходы,  IV класс – малоопасные отходы, V класс – практически неопасные отходы.


 

Одновременно с накоплением не переработанных промышленных отходов стали стремительно расти «отходы потребления», так как, во-первых, у населения перестали принимать стеклотару, макулатуру, ветошь и пр., а, во-вторых, появился новый вид отходов – упаковка импортных товаров, наполнивших   прилавки российских магазинов. Все эти отходы, за исключением лома цветных и черных металлов, которые «инициативные» граждане активно сдавали в частные приемные пункты, оседали на мусорных полигонах и стихийных свалках. В настоящее время, по данным Федерального бюджетного учреждения «Научно-исследовательский центр по проблемам управления ресурсосбережением и отходами» (ФБУ «НИЦПУРО»), объем накопленных не переработанных отходов в стране составляет 80-90 млрд. тонн, причем, он увеличивается практически ежедневно. Так, Министерством природных ресурсов и экологии РФ учтено 2400 объектов размещения  только отходов I-II классов опасности, Росатом добавляет к ним 1170 временных хранилищ на 69 предприятиях отрасли, расположенных в 33 регионах страны, где накоплено около 500 миллионов кубометров твердых радиоактивных отходов (РАО). Условия хранения их во многих случаях не соответствуют действующим в стране экологическим требованиям и принятым в мире стандартам. Часто превышение предельно допустимого коэффициента (ПДК) воздействия опасных отходов на окружающую среду составляет десятки и сотни раз. В то же время ставки по экологическим платежам, в том числе и за негативное воздействие на природу, минимальны, так как они практически не индексировались с 2004 года. Например, 23 июня 2011 года на полигоне токсичных отходов «Красный Бор» (Ленинградская область), расположенном в 30 километрах от пятимиллионного Санкт-Петербурга, произошел очередной пожар, в результате которого в атмосферу попало 18,6 тонн загрязняющих веществ. В связи с этим  Государственному  природоохранному предприятию полигон «Красный Бор» было назначено административное наказание – штраф в размере 35 тысяч рублей. За то, что предприятие было признано виновным в несоблюдении экологических и санитарно-эпидемиологических  требований при обращении с опасными отходами его дополнительно наказали штрафом в 110 тысяч рублей.  К сведению, за более, чем тридцатилетнюю деятельность полигона, расположенного на площади более 70  гектаров, в нем накоплено примерно полтора миллиона тонн   токсичных отходов, экологи утверждают, что   на сегодняшний день могильник переполнен.

 

По данным Минздравсоцразвития  РФ, Санкт-Петербург  лидирует в стране по заболеваемости в классах экологически обусловленных болезней (по классификации ВОЗ) – новообразования, врожденные аномалии, астма. Рост заболеваемости населения города за период с 2000 по 2010гг. онкологическими болезнями составил 97% (по РФ - 64%), у детей – 189% (по РФ – 35%); астмой – 138% (по РФ-92%); а количество  врожденных аномалий у детей (0-14лет) выросло на  82% (по РФ – 69%). По данным Росстата  (Росстат. Социальное положение и уровень жизни населения России. 2010: Стат.сб. М), в Петербурге на 1000 человек приходится  151 инвалид, по РФ – 93. Характерно, что общая заболеваемость населения Петербурга начала активно расти с начала 2000-х годов, и в настоящее время значительно превышает средние показатели по стране и Москве.

 

Другая беда – стихийные свалки, окружившие как небольшие дачные  поселки, так и мегаполисы, где отходы вообще никто не классифицировал. По данным ФБУ «НИЦПУРО»,  с мая 2011 года по июль 2013 года на территории Российской Федерации  число таких свалок  увеличилось с 370 до 52444, то есть выросло в 142 раза! И это только те, чьи площади измеряются гектарами.

 

Власти практически полностью игнорируют  эту почти катастрофическую ситуацию, даже на самом высоком уровне. Так, в ежегодном Послании  Федеральному Собранию 12 декабря 2013 года, где Президент России Владимир Путин конкретизировал основные направления стратегического развития страны, не были упомянуты не только проблемы, связанные с «отходами производства и потребления», но даже слово «экология» ни разу не прозвучало. То есть «чувство ответственности за страну», которое «явилось основным лейтмотивом Послания Президента РФ», никак не подсказало ему, что ресурсо-потребительский менталитет в качестве государственной экономической политики давно себя  исчерпал: территория и природные ресурсы даже такой большой и богатой страны тоже имеют свои  пределы.   Не поднимался этот вопрос и 17 апреля 2014 года, когда Президент в течение четырех часов общался с народом.

 

Кто виноват?

 

На извечный российский вопрос можно ответить кратко: подобная ситуация сложилась «из-за удручающей некомпетентности двух ветвей власти – законодательной и исполнительной, слабости судебной, а также  ужасающей алчности бизнес-структур, лоббирующих принятие нужных им  законов»  (Депутат ГД Федерального собрания РФ Оксана Дмитриева)

 

На сегодняшний день четкой системы правового регулирования утилизации всех отходов, в том числе и I класса опасности (наивысшего), практически не существует.  В уже упоминавшемся законе даже термин «вторичное сырье»  заменен на  «отходы», то есть что-то ненужное, мусор, который необходимо только где-то захоронить. И почти все  акты исполнительной власти, выпущенные за период 2012-2013гг., направлены только на  захоронение или сжигание, а не на переработку отходов. Сейчас №89-ФЗ  скорее напоминает лоскутное одеяло, чем законодательный акт: более половины его статей утратили силу, в остальные внесено такое количество поправок и ссылок на другие редакции закона, что разобраться в них даже специалистам очень трудно. Еще один недостаток: в современном тексте практически нет конкретики, а многие положения носят скорее декларативный характер.

 

Анализ законодательной базы РФ показал, что на федеральном и региональном уровнях только разрабатываются различные программы по обращению с отходами. Непосредственно  же заниматься ими должны муниципальные власти, у которых на это нет ни финансовых возможностей, ни профессиональной подготовки, зато в отсутствие централизованной государственной политики  остается слишком много пространства для  коррупционной деятельности. Например, п.1 статьи 8. Полномочия органов местного самоуправления в области обращения с отходами (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ (ред. от 29.12.2004))  гласит: «К полномочиям органов местного самоуправления поселений в области обращения с отходами относится организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых ипромышленных отходов».  Наверно, депутаты, принявшие этот законопроект, не представляют себе, что «промышленными отходами» могут быть тлеющие терриконы высотой с многоэтажный дом вокруг огромных металлургических заводов  или угольных и сланцевых шахт, а также  «хвостохранилища» с хлорсодержащими жидкими отходами, которые расположены в горных выработках в районе Байкала. Кстати, химики (Байкальский ЦБК) ежегодно получают разрешения на создание новых хранилищ именно у органов местного самоуправления.

 

Катастрофически ухудшила экологическую ситуацию в стране отмена лицензирования всех видов деятельности в сфере обращения с отходами сначала V  класса опасности (Федеральный закон от 30.12.2008г. N 309-ФЗ «О внесении изменений в статью 16 Федерального закона «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации), а затем и всех остальных. С  вступлением в силу Закона  от 04.05.2011г. N 93-ФЗ («О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам осуществления государственного экологического контроля (надзора) и муниципального контроля») сбор и использование отходов I - IV класса опасности также были выведены из перечня лицензируемых видов деятельности. В результате этой законодательной «инициативы», страна получила тысячи никем не контролируемых  стихийных свалок и снижение уровня экологической безопасности.

Например, теперь любой «бизнесмен» может заключить договор с управляющей компанией многоквартирного дома, жители которого в Санкт-Петербурге платят за вывоз мусора 3руб.56коп. с 1 кв.м. своей жилплощади, и транспортировать ТБО не на мусороперерабатывающий завод или полигон, где за его размещение нужно заплатить, а до ближайшего леса. Что обычно и происходит: по данным экологов на апрель прошлого года вокруг Петербурга, «вырабатывающего» примерно 10 миллионов тонн отходов в год, находится порядка 500 несанкционированных свалок площадью более 100 кв.м. («Гринпис»).  «Модным» трендом среди петербургских застройщиков стало использование отведенной под строительство площадки под несанкционированный мусорный полигон: прибыль не в отдаленном будущем, а практически сразу. Яркий пример – свалка в Шушарах.

 

Трудно сказать, появились ли  эти  законы вследствие низкой компетенции людей их написавших и принявших, или стали следствием лоббирования интересов «серых мусоровозов», которым они приносят миллиардные прибыли.

 

Примером  явного лоббирования интересов недобросовестных компаний, в том числе и зарубежных,  является история Федерального закона  №584399-5  «О внесении изменений в ФЗ «Об отходах производства и потребления» в части экономического стимулирования деятельности в области обращения с отходами», который был принят Госдумой в первом чтении еще 17 октября 2011г. Планировалось, что депутаты поторопятся, и он вступит в силу уже с 1 января 2012 года, но до настоящего момента ГД не рассмотрела его даже во II чтении, а его текст, размещенный для обсуждения на сайте Минприроды РФ в марте 2014 года, практически не имеет ничего общего с первоначальным. Так, в статье 24 п.1 принятого в I чтении закона было сказано, что «производители (импортеры) готовой продукции и товаров (упаковки), утративших свои потребительские свойства, обязаны обеспечивать их использование, обезвреживание и (или) захоронение в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями, установленными законодательством РФ в области охраны окружающей среды и обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения». Статья 24 п.2 – «Порядок использования, обезвреживания, захоронения готовой продукции и товаров (упаковки), утративших свои потребительские свойства, устанавливается Правительством РФ».  Такое изменение в законодательстве России обязало бы производителей и импортеров таких опасных, с точки зрения экологии, товаров как источники питания – аккумуляторы и батарейки – принимать их на утилизацию.

 

внесение изменений

 

Зато практически молниеносно, в последние дни перед летними каникулами 2012 года Госдумой был принят законодательный акт (от 28.07.2012 N 128-ФЗ), вносящий изменения в ту же статью 24 п.1 Закона «Об отходах производства и потребления». Теперь она стала называться «Утилизационный сбор», его должны уплачивать «в   целях обеспечения экологической безопасности»  лица, осуществляющие «ввоз колесных транспортных средств в Российскую Федерацию из-за границы». По оценкам специалистов, «уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти» с 1 сентября 2012 года уже собрал с этих «лиц» более 10 миллиардов рублей, а б/у шины по-прежнему вывозятся на свалки. Для сравнения: в Евросоюзе с 2006 года законодательно запрещено сжигать или закапывать в землю использованные автопокрышки, их можно только утилизировать. Вероятно, опыт взимания денег с населения оказался настолько успешным, что  Дума рассмотрела уже новый проект Федерального закона (21.10.2013 N 278-ФЗ) «О внесении изменений в статью 24.п.1 ФЗ «Об отходах производства и потребления», который вступил в силу с 1 января 2014 года. Согласно ему, утилизационный сбор  следует платить и за транспортные средства, «произведенные в Российской Федерации организациями, принявшими на себя обязательство обеспечить последующее безопасное обращение с отходами, … а также брать его  со всего транспорта, ввозимого в РФ с территорий государств - членов Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС, и имеющего статус товаров Таможенного союза». По мнению разработчиков законопроекта, его принятие привело к  исполнению Россией своих обязательств как члена ВТО по уравниванию в правах отечественных производителей и импортеров, что значительно снизило риски подачи иска в орган по разрешению споров ВТО на Российскую Федерацию в связи с первоначальным  введением утилизационного сбора только на импорт. Кроме того, «увеличение числа плательщиков и объектов обложения сбором значительно увеличило поступления в федеральный бюджет».  В озвученных планах Минэкономразвития за период с 2014 по 2016 год  с автомобилистов планируется собрать в качестве утилизационного сбора уже 383 млрд. руб. (РБК-Daily, 22.01.2014г.).

 

Итак, ситуация в сфереобращения как с промышленными, так и с твердыми бытовыми отходами I-V класса опасности в Российской Федерации близка к катастрофической: уровень переработки и тех, и других очень низкий, мусорные полигоны и несанкционированные свалки поглощают огромные территории страны.

 

  • В сложившейся ситуации виновато как прежнее руководство страны (1990-е годы), разрушившее (даже на законодательном уровне) отлаженную систему утилизации вторсырья, которая годами складывалась в экономике СССР, так и нынешнее (с 2000 года), не подписывающее важные международные соглашения.
  • В принимаемых Государственной Думой законах, регулирующих сферу обращения с промышленными и бытовыми отходами, присутствует коррупционная составляющая, так как они явно наносят вред самой отрасли и окружающей среде.
  • Власть не «слышит» предложения специалистов в сфере обращения с ТБО, экологов, ученых, то ли вследствие  некомпетентности, то ли вследствие коррупционности. (Рынок обращения с отходами оценивается в 1,3 млрд. евро).

 

Что делать?

 

Утилизация, то есть употребление с пользой (Советский энциклопедический словарь, изд.4-е, М., «Советская энциклопедия»,1989), промышленных и твердых бытовых отходов (ТБО) необходима по многим причинам. Вот главные:

  • во-первых, ресурсы многих материалов на Земле ограничены и не могут быть восполнены в сроки, сопоставимые со временем существования человеческой цивилизации;
  • во-вторых, попав в окружающую среду, материалы становятся загрязнителями;
  • в-третьих, отходы и закончившие свой жизненный цикл изделия часто являются более дешевыми источниками для производства новых товаров, чем природные материалы. Если к этим отходам отнестись по-хозяйски, как вторичным материальным ресурсам (ВМР), ведь объемы их накопления в России больше, чем современные объемы добычи природного сырья, то можно и полезные ископаемые сохранить для будущих поколений, и  решить проблему негативного воздействия отходов на окружающую среду. (По данным ФБУ «НИЦПУРО», масштаб  образования промышленных отходов -  примерно 3 млрд. тонн в год, причем более 90% из них составляют отходы добычи и обогащения полезных ископаемых, ТБО - 35-40 млн. тонн).  Выгоду использования вторсырья хорошо понимают в странах с высокоразвитыми экономиками. Так, в Европейском Союзе за последние 20 лет уровень утилизации различных  отходов значительно вырос во многом благодаря правильному госрегулированию экономической деятельности с этой сфере. В России   все с точностью наоборот. С начала 1990-х годов роль государства в организации сбора и переработки отходов снизилась: система контроля и учета их была полностью разрушена, приватизированные предприятия отрасли либо закрывались, либо перепрофилировались. Государственная активность проявлялась и проявляется только в законодательстве, регулирующем   сферу обращения с отходами, но, по странному стечению обстоятельств, изменение профильных законов и постановлений правительства только ухудшает экологическую ситуацию в стране.

 

Исходя из вышеизложенного, следует усилить госрегулирование в сфере обращения с отходами производства и потребления, при этом, учитывая огромную значимость проблемы для сохранения страны и  ее населения, стоит очистить отрасль от коррупции. То есть, принимая соответствующие законы и постановления, нужно думать не о шкурных интересах отдельных структур, а о пользе общего дела.

 

  1. Законодательной власти необходимо заменить устаревший ельцинский закон «Об отходах производства и потребления»  (№ 89-ФЗ от 24 июня 1998 года) новым актом, созданным с учетом мнений специалистов отрасли, которые давно предлагаютзапретить на законодательном уровне захоронение и сжигание полезных фракций разных отходов. За основу можно взять подготовленный еще в 2002 году законопроект «Об упаковке и упаковочных отходах» или проект закона «О вторичных материальных ресурсах», представленный членами саморегулируемой организации «Санкт-Петербургская Ассоциация Рециклинга»  на рассмотрение в Государственную Думу еще в январе 2008 года.
  2. Исполнительной власти стоитвернуться к возрождению «института старьевщика», использовав опыт СССР в сфере переработки вторсырья. Для этого можно создать министерство или любой другой координирующий орган с достаточно широкими полномочиями и профессиональным штатом. В функции этой структуры должно входить, в первую очередь, решение проблемы моногородов. Таким решением  сможет стать открытие  предприятий по переработке огромных запасов  промышленных отходов, хранящихся в так называемых  хвостохранилищах (англ. tails – хвосты, т.е. все,  что остается в руде после извлечения из нее главного компонента).  Для этого в таких городах есть все: высокопрофессиональные кадры, производственные мощности, технологии и желание людей работать. Нужна только поддержка государства в создании высокотехнологичных производств, которые смогут, перерабатывая отходы, создавать новые товары и новое топливо. Также на государственном уровне стоит всячески поддерживать частные фирмы, занимающиеся переработкой отходов своего производства или отходов  промышленных  гигантов, типа Норильского никеля и прочих.
  3. Министерству труда РФ нужно разработать профессиональные стандарты «Специалист в области обращения с производственными отходами», «Специалист в области обращения с ТБО» и пр. И этому нужно учить, ведь сейчас складывается впечатление, что у высокопоставленных чиновников, отвечающих за положение в сфере обращения с промышленными и бытовыми отходами,  есть только один навык: отвезти подальше, закопать поглубже или сжечь.
  4. В высших технических учебных заведениях нужно готовить специалистов по утилизации тех  «хвостов», которые остаются после получения основного продукта. Например, закончив нефтяной институт, такой «утилизатор» должен знать, как организовать производство, чтобы максимально использовать попутный газ для создания нового товара и пр.  Одним словом, «поел – убери за собой посуду».
  5. Несомненно,   нужно развивать как «раздельный сбор» бытового мусора, так и систему приемки стеклотары, макулатуры и пр. у населения. Причем, эти пункты приема должны быть в «шаговой доступности»: бутылки, алюминиевые банки из-под напитков могут принимать торговые сети, как они это делают в ЕС (Залоговая стоимость включена во всю импортную упаковку).
  6. Потенциал населения, который заинтересован в улучшении текущей экологической ситуации в России, реализуется в недостаточной степени,считаем необходимым использование информационных технологий для объединения усилий граждан, общественных организаций, представителей бизнеса и науки в этом направлении. Примером такого объединения является проект Roshlam.ru Онлайн биржа отходов и вторсырья, электронные справочники и калькуляторы, использование методов ДЗЗ, продвижение и популяризация осознанного отношения к природе, общественный интернет мониторинг и прочие передовые разработки позволит резко сократить переломный период. Обратите внимание на то, что все это уже есть и успешно работает.

 

С чего начинать?

 

Стоит констатировать, что, несмотря на все законодательные и экономические препоны, отрасль обращения с отходами развивается, причем существующие перерабатывающие предприятия используют инновационные технологии.  Для того, чтобы это развитие продолжалось, а горы мусора уменьшались, нужно сделать следующее:

 

  1. На международном уровне Правительство РФ должно подписать  два важнейших документа: Конвенцию Европейской Экономической Комиссии ООН «О доступе к информации, участию общественности в принятии решений и доступе к правосудию по вопросам, касающимся окружающей среды» (Орхусскую конвенцию) и Конвенцию об оценке воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте (Конвенцию Эспо). Оба документа предусматривают участие общественности в принятии решений по техногенным проектам, причем, второй – участие  и сопредельных стран. Правительство намеревалось сделать это в 2013 году, названном Годом охраны окружающей среды. Год закончился, документы не подписаны.
  2. Также при вступлении России в ВТО страна, точнее ответственные чиновники, должна была подготовить комплект нормативных правовых документов по ратификации специальной Директивы Европейского парламента и Совета Европейского Союза  №62 от 20 декабря 1994г. «Об упаковке и упаковочных отходах», которая определяет комплекс мер, направленных  на предупреждение образования отходов от упаковки, на их повторное использование, переработку и  сокращение объема сжигания или захоронения таких отходов. До настоящего момента это тоже не сделано, и государство российское, и  его граждане, продолжают терять миллиарды евро, уплачивая лицензионный сбор за утилизацию со всех импортных товаров, промаркированных  знаком  «Зеленая точка», упаковка  от которых потом благополучно догнивает на наших свалках. Документ нужно немедленно подписывать.
  3. На законодательном уровне Государственная дума  должна срочно принять во II и окончательном чтениях многострадальный Федеральный закон  № 584399-5  «О внесении изменений в ФЗ «Об отходах производства и потребления» в части экономического стимулирования деятельности в области обращения с отходами», но в том варианте, который вносился в Думу Правительством под руководством Владимира .Путина, и был принят ГД в первом чтении 17 октября 2011 года (текст прилагается).  Единственная поправка, которую в него стоит ввести, должна касаться обязательного членства субъектов предпринимательской деятельности по обращению с отходами в саморегулируемых организациях. Это отсечет «серые мусоровозы» от миллиардной городской коммунальной кормушки и позволит спасти огромные территории России от  несанкционированных свалок твердых бытовых отходов. Многократно должны быть увеличены штрафы за негативное воздействие на окружающую среду.
  4. На исполнительном уровне Правительство и профильные структуры должны разработать новую методику расчетов, при которой деньги за вывоз ТБО получает не перевозчик, а мусороперерабатывающий завод, который с ним рассчитается только по факту доставки туда отходов.
  5. Собранные миллиарды «утилизационного сбора» должны пойти на действительную переработку б/у покрышек во что-то полезное, иначе граждане России  тоже смогут найти им применение, аналогичное украинскому…

 

Высказанные предложения не претендуют на всеохватность проблемы, это только попытка взглянуть на нее со стороны, взглядом человека, который, наверно, наивно думает, что имеет право в своей стране на чистый воздух, землю и воду, на здоровье свое, детей и внуков. Конечно, можно делать вид, что ничего не происходит: Россия большая, места много, на наш век хватит. Но нет, всего этого уже не хватает многим,  а скоро не будет хватать всем… Планета останется, а нас не будет, вместо людей ее заселят какие-нибудь бактерии, поглощающие содержимое сотворенных нами свалок. И этим бактериям станет совершенно безразлично, сколько получили в свое время думцы и чиновники, лоббировавшие законы в угоду «серым мусоровозам» или респектабельным европейским производителям батареек. По прогнозам ученых, времени для такого «хозяйствования» осталось немного: всего пара-тройка поколений… 

Материал подготовлен в рамках общественного расследования на сайте "Так-так-так..."

Самое популярное


Германия откроет в Уфе завод по переработке автомобильных покрышек

Дата публикации: 2014-03-16 16:03:12

В Уфе будет построен завод по переработке шин

 

переработка шин УфаГерманская компания «Ермафа» выступила инициатором строительства в Уфе завода по переработке автопокрышек. Перспектива данного проекта и особенности сотрудничества были главной темой встречи главы Башкирии Р. Хамитова с представителями немецкой фирмы.

Подробнее

Подмосковье планирует создать свой музей мусора

Дата публикации: 2014-07-24 13:25:25

Уникальный культурно-информационный центр будет открыт в Подмосковье

 

экологические проектыВ наши дни мало кого можно удивить новостью об открытии очередного музея или выставки, но подмосковным властям удалось все-таки попасть во многие новостные заголовки. Уникальный «зелёный» образовательный центр, посвященный мусору, будет сдан в эксплуатацию уже в конце будущего года. Планируется, что всю необходимую сумму удастся собрать за счет спонсорских средств и краудфандинга.

Подробнее

Крымские грязи (часть 3)

Дата публикации: 2014-10-23 13:12:19

КРЫМСКИЕ ГРЯЗИ (Часть 3)

 

ПЕЛОИДЫ РАЗЛИЧНЫХ ГЕНЕТИЧЕСКИХ ТИПОВ В КРЫМУ

(бальнеологическая практика их применения)

 

Пелоидотерапия, как эффективный метод, используется человеком в лечебных целях с древнейших времен. Приобретаемые, изначально эмпирическим путем, знания и опыт о лечебных свойствах илистых пород из различных природных объектов передавались от поколения к поколениям, а в современный исторический период дополняются новыми данными благодаря развитию технических возможностей и научных методов исследования.

Подробнее